Форум » Историческiе матерiалы » Броня 1-й автопулемётной » Ответить

Броня 1-й автопулемётной

Вячеслав: Русская армия в первой мировой войне вовсе не была отсталой,как изображала её советская историография.И хоть она не имела на свсвоем вооружении танков,однако бронетехника уже существовала.Примером тому служит 1-автомобильная пулеметная рота. Все началось чрезвычайно прозаически.17 августа 1914 года Военный министр Российской империи генерал-адьютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского,временно прикомандированного к канцелярии Военного министерства,и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею».Спустя два дня своим разрешением приступить к постройке броневых машин Военный министр «положил начало существованию блиндированных автомобилей и формированию роты». 1-я автомобильная пулеметная рота-такое название получила первая броневая часть русской армии-была сформирована за полтора месяца.В её состав входили четыре взвода броневых автомобилей и один автомобильный пушечный взвод.Всего рота насчитывала 9 броневиков:8 пулеметных и один пушечный.Её штаты №14 и 15 были утверждены высочайшим приказом 8 сентября 1914 года Бронеавтомобили 1-й автопулеметной роты(а впоследствии дивизиона)стоят особняком среди броневиков русской армии.На это есть несколько причин.Во-первых,это были первые отечественные бронеавтомобили,собранные в заводских условиях;во-вторых,построили их очень быстро;в-третьих,по своей конструкции они были «нестандартыми»,совершенно не соответсвовавшими техническим требованим к бронеавтомобилям,которые разрабатывались в ГВТУ.Объясняется это просто. Из имевшихся в наличии машин были выбраны для бронирования легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 л с,Проект разработал инженер-механик Грауэн на оснований указаний данных ему командиром роты полковником Добржанским.Работы по бронированию восьми шасси велись в бронепрокатной мастерской №2 Ижорского завода Морского ведомства. Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов «максим»,расположенных треугольником,что давало возможность иметь в бою всего два пулемета,направленных в цель,на случай задержки одного из них.Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли всем пулемётам иметь круговой обстрел.При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса,один в кормовом,третий же был «кочующим»с борта на борт машины. Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки,приклепанной к шасси и стальному каркасу.В поперечном сечении бронекорпус представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклоненное расположение позволяло уменьшить толщину брони без ущерба для пуоестойкости на расстоянии 400 шагов.Толщина брони передней и задней стоек составляла 5 мм,бортов-3 мм,крыши-3мм. Экипаж состоял из офицера,шофера и трех пулеметчиков.Боекомплект насчитывал 9 тысяч патронов.Запас бензина равнялся 6 пудам.Боевая масса броневика была 185 пудов.

Ответов - 5

Вячеслав: Ещё в процессе постройки броневиков стало ясно,что они будут малопригодными для действий против неприятеля скрытого в окопах,против укрыто поставленного пулемета и бронированных автомобилей противника.Поэтому в конце октября был построен пушечный броневик на шасси 4-тонного 50-сильного автомобиля германской фирмы «Маннесман-Мулаг».Машина имела полностб бронированную кабину.Вооружение-47мм морская пушка Гочкинса на тумбе-устанавливалась за коробчатым щитом большого размера в кузове грузовика.Там же в боковых амбразурах,располагался пулемет,который мог переставляться с борта на борт.Ещё один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине водителя.Кроме «Маннесмана»две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на 3-тонные грузовики «Бенц»и «Олдайс»,не забронированные из-за недостатка времени. 19 октября 1914 года,после «напутственного молебствия» на Семеновском плацу в Петрограде,рота отправилась на фронт.Находясь в подчинении штаба 2-й Армии,она вступила в бой уже в ноябре под Лодзью.Об эффекте,который произвело появление броневиков на фронте,и об интенсивности их действий можно судить по следующим пимерам:»Во-время боев 9 и 10 ноября в составе Ловического отряда шесть пулемётных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков,а два пушечных поддержали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков.Немцы, попав между двух огней,были выбиты из города,понеся очень крупные потери. 20 ноября 1914 года вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й Армией и левым флангом 19-го корпуса у Пабьянице.На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями были уничтожены два полка немецкой пехоты,прорвавшейся в охват левого фланга 19-го корпуса,а автоматическая пушка взорвала передок выезжающей на позиции батареи. Именно здесь совершил свой подвиг штабс-капитан Гурдов. «Прибыв в Пабьянице,командир 4-го взвода бронированных автомобилей,явившись к командиру 19-го корпуса,получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе,так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения.Автомобили подкатили в момент когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и поддался назад.Немцы поступили вплотную к шоссе.В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь из 4 пулеметов с расстояния 100-150 шагов.Немцы не выдержали и залегли.Состоль близкого расстояния пули решетили броню.Все люди и штабс-капитан Гурдов ранены.Машины и оба резервуара с бензином пробиты пулями.Обе машины выведены из строя.4 пулемёта подбиты.Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами,штабс-капитан Гурдов в 7 часов 30 минут утра с помощью раненых пулемётчиков откатил на руках обе машины до наших цепей,откуда они были уже отбуксированны… За этот бой штабс-капитан Гурдов был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени,став первым его кавалером в роте.

Вячеслав: В боях ноября-декабря 1914 года хорошо зарекомендовали себя и пушечные машины.Особенно эффективно(несмотря на отсутствие брони)действовали грузовики с 37-мм автоматическими пушками. Подойдя к окопам с пушкой на 1500 м,штабс-капитан Маклашевский открыл огонь по окопам,приютившись у стены сгоревшей хаты,под сильным ружейным огнём.Израсходовав все свои патроны(800)на отражение двух отбитых атак противника,штабс-капитан Маклашевский вернулся к перекрестку Папоротня. «Маннесман» оказался громоздок,неповоротлив,а фугасное действие 47-мм снаряда уступало «Норденфельду».В конце 1914 года он был сильно поврежден в бою и выведен из строя. В марте 1915 года 1-я автопулеметная рота получила 4 бронеавтомобиля,заказанных Ижорскому заводу ещё в ноябре 1914.По типу броневики машины были похожи на «Маннесман»,но в качестве базы использовались более легкие 3-т грузовики:два «Паккарда» с двигателями мощностью 32 л с и два «Маннесмана»с двигателем мощностью в 42 л с.Вооружение их состояло из 37-мм автоматической пушки,установленной в кузове за щитом,и пулемета для обороны в ближнем бою.Пулемет не имел специальной установки и мог вести огонь как из кузова,так и из кабины,через открытый смотровой люк.Возимый боекомплект составлял 1200 снарядов,8 тысяч патронов и три пуда тротила.Масса машины с экипажем из 7 человек составляла 360 пудов,толщина брони-4-5 мм. В первых же боях новые бронеавтомобили показали отличные боевые качества.Так 18 апреля 1915 года у деревни Бромерж два таких броневика,подойдя к проволочным заграждениям,огнем из пушек почти в упор разрушили и сожгли опорный пункт противника,перебив его гарнизон силой в роту. Один броневик «Паккард получил имя «Капитан Гурдов»в честь погибшего в бою первого георгиевского кавалера роты.Остальные машины имели только ротные номера. 1-я автопулеметная рота в течение почти всей войны не выходила из боя,за исключением трехмесячной передышки осенью 1915 года,вызванной ремонтом машин на Коломенском машиностроительном заводе.Её броневики активно участвовали в боях под Лодзьюи Сохачевым,под Праснышем и Пултуском.В сентябре 1916 года рота переформированная в 1-й бронедивизион,была передана в распоряжение 42-го армейского корпуса,дислоцированного в Финляндии.Это объяснялось слухами о возможности высадки там германского десанта.Сверх штатных отделений в бронедивизион было включено 33-е пулеметное автомобильное отделение. После февраля наступил развал армии.Летом 1917 года дивизион направили для подавления выступлений большевиков,а в октябре незадолго до переворота отправили на фронт под Двинск,где в начале 1918 года часть его машин была захвачена немцами. Судьбу остальных машин дивизиона удалось проследить только частично.Один броневик «Маннесман-Мулаг» участвовал в параде в Москве 7 ноября 1918 года.Пока известен только один эпизод участия бронеавтомобилей «Руссо-Балт»в гражданской войне.Летом 1919 года «Руссо-Балт»был сдан 21-м бронеотрядом красных под балкой Шклинская.Спустя три месяца 32-й бронеотряд 1-й Конной армии отбил его у белых обратно. К концу 1921 года сохранились только три «Руссо-Балта»из первого дивизиона,один ещё год в 41-м бронеотряде,а два других в ликвидационной комиссии.Их боевой путь заканчивался

Укрепа: Cпасибо! Очень интерсеная статья.


Борис: Присоединяюсь. Некоторые "историки" утверждают, что Россия вступила в Великую войну неподготовленной, и воевали чуть ли не косами и граблями. Видимо, чтобы замазать впечатление от начала войны 1941 г. Это не правда! В то время у нас были и аэропланы и подводные лодки и даже авианосцы (авиаматки -- слово-то какое!). Это уже потом враги России много сделали для развала фронта, и одно время смогли нарушить снабжение армии.

derek1984: Прекрасно, пусть знают, а то для этих жидков-комиссаров русская армия была быдлом, для них лучше смерть, чем служение за Родину, хотя родины у них то, и не было.



полная версия страницы