Форум » Историческiе матерiалы » Русско-Сербские открытки » Ответить

Русско-Сербские открытки

Укрепа: "Помогите Сербіи и Черногоріи". 1914 г.

Ответов - 10

Укрепа: "Россія и Сербія. Къ звъздъ могущества и славы". 1915 г.

Укрепа: "Дастъ Богъ, что наконецъ-то будетъ и Сербское Море!". Январь 1915 г.

Укрепа: О, Сербия! Ты доблести полна Ты на Балканах луч во мгле тумана, Великолепная и гордая страна Потомков сильного Душана. Вновь поле Коссово воскресло пред тобой, В развалинах дымящихся конаков, Где твой народ ведет неравный бой И бьет войска презренных австрияков. Полураздетые, разутые войска Врага могучего разбили, - Еще тверда кровавая рука, Еще народ полуголодный в силе! Еще бесстрашен и велик С ружьем, на гребне грозного окопа, В пороховом дыму седой старик - Король - каких не видела Европа. И встанет из развалин твой Белград. Заплещет флаг в горах Калигмегдана И подвиги твоих героев воскресят Былую Сербию Великого Душана. Вл. Гиляровский


Укрепа: Сербские солдаты. 1915 г. Сербские солдаты, кстати, одеты в т.н. “руске чизме”, т.е. русские сапоги.

Орешник: Укрепа пишет: Сербские солдаты чето на турок похожи...

Укрепа: Плакат отпечатан в 1914 г., в Курляндии.

Укрепа: Нашивка современных четников.

Укрепа: "Бели орлови".

Владогор: 28 июня- "Видовдан" - день всех святых мучеников сербских и день памяти битвы на Косовом поле. День блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). 15(28) июня 1389 года святой благоверный князь вывел сербское войско навстречу шестикратно превосходящим сербов турецким ордам. На Косовом поле в кровопролитной битве пали, защищая свою славянскую родину и заслоняя от иноплеменного натиска христианскую Европу, сербские витязи. Тяжело раненый князь Лазарь был захвачен в плен и принял мученическую смерть за веру православную от турецких палачей. Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395), свт.Спиридона, патриарха Сербского Свт. Спиридон мудро управлял Сербской Церковью и во всем помогал благочестивому князю Лазарю. День всех новомучеников сербских. Косово для сербов - это великое событие и самое трагическое вдохновение. В нем вся вера сербского народа, вся мудрость, вся этика. Вера, которая напоминает о том, что Бог владеет царствами, мудрость, которая утешает тем, что всякое зло преходяще и не вечно, этика, которая возвышает до сознания того, что больше чести умереть достойно, чем недостойно жить. Крестоносное войско Лазаря не молилось о спасении, а наоборот, исповедалось и причастилось на смерть. Сербское войско на Косовом поле пало - добровольно - за истину и правду Божию, принесло в жертву Богу все, что имело, потому и победило. Косово стало святым полем и самой большой гробницей христианских мучеников, погибших в один день. Другой такой неизвестно. Косово - это гордость, утешение и неиссякаемый источник самых высоких вдохновений. Новомученики Сербские. Крушение югославской монархии в апреле 1941 г. и немецко-итальянская оккупация положили начало тяжелым испытаниям для православных в Черногории. Часть черногорских земель была включена в состав Великой Албании, албанские бандиты изгоняли и убивали православное население, особенно священников. По соглашению с оккупационными властями группа черногорских федералистов провозгласила в Петровдан 12 июля 1941 г. возрождение Черногорского королевства под итальянским протекторатом. Монастырь в Цетинье Это событие вызвало общенародное восстание против оккупантов и их марионеток. В восстании участвовали все политические силы: от роялистов (сторонников югославской монархии) до коммунистов. В ответ в Черногорию из Албании были введены 6 итальянских дивизий, которые пытались сломить сопротивление массовыми репрессиями. Пострадали многие храмы и монастыри: Режевичи, Градиште на побережье, Ждребаоник в Даниловграде, Жупа в Никшиче, Пива. Осенью 1941 г. произошло политическое размежевание в рядах восставших. Группа офицеров-роялистов в конце 1941 - начале 1942 г. образовала «Черногорское национальное движение», в которое вошли и черногорские федералисты. Массовые убийства политических оппонентов, осквернение церквей, другие безчинства, творимые коммунистами на занятых ими территориях, вызвали объединение всех некоммунистических сил. Митрополит Иоанникий выразил поддержку антикоммунистическому блоку. Хорошо зная о коммунистических гонениях против Русской Православной Церкви в Советском Союзе, черногорский владыка понимал, что ждет православных клириков и мирян с приходом к власти людей типа Иосипа Броз Тито и Моше Пияде. Только за период с конца 1941 до середины 1942 г. коммунисты убили 14 черногорских священников. Всего в 1941-1945 гг. в Черногории погибли 100 священников, из которых 12 убиты оккупантами, а остальные 88 - коммунистами. Как духовный глава православных и председатель Общества Красного Креста Черногории митрополит Иоанникий неоднократно требовал от итальянских оккупационных властей освобождения черногорцев, посаженных в тюрьму или интернированных в Албанию и Италию. Из своих скромных средств Цетиньская митрополия помогала беженцам, пострадавшим от албанского, хорватского и немецкого террора. В ноябре 1944 г., спасаясь от наступавших отрядов Тито, митрополит Иоанникий с 70 священниками покинули Черногорию. Все священники были замучены в Словении в мае 1945 г., в дни, когда югославскими коммунистами были убиты десятки тысяч людей. Сам митрополит был схвачен и препровожден в Сербию, где под Аранджеловацем был казнен в середине июня 1945 г. Командующий 1-й югославской армии прислал в Цетиньский монастырь панагию и крест убитого митрополита. Митрополит Иоанникий был в полном смысле воин Православия. Сам он определял Православие (в своей статье в «Гласе Черногорца» от 14 марта 1943 г.) так: Православие есть непрестанное предстояние, постоянная борьба за чистоту души и тела, за сбережение христианской морали и ее применение во всех проявлениях личной и общественной жизни. Оно есть борьба непрестанная и беспощадная против зла, которое души людей тащит в глубины мрака и вечной смерти. Православие против мрачного пессимизма, который не творит ничего позитивного, который разоряет, но не лечит. Оно есть вера бодрого творческого оптимизма; религия, которая учит людей верить в лучшее, смотреть на всех как на братьев и радоваться жизни. Митрополит Иоанникий принес свою земную жизнь на алтарь страдающего Православия, которому остался непоколебимо верен и последователен, как и многие известные и неизвестные мученики за Христову веру, за свой страдающий народ. Помолемся же, братия русские за сербских братьев во Христе Иисусе, Господе нашем!

Владогор: "Видов день" -------------------------------------------------------------------------------- Сражения никогда не бывают закончены. Ни на выжженном поле. Ни в погасшем Сердце… И в тот день. Не играется И не поется. Кукушка перестает Куковать. К погибшим героям. Прислушайся. Все еще сквозь темень. Удар меча о меч. Гул копыт… В земле. В воздухе. Полны волчьи Ямы. Наших глав. Отрезанных языков. В Видов день. В глухую пору ночи. Все реки. В Косово. В мгновение. В кровь обращенные. Текут…



полная версия страницы