Форум » Историческiе матерiалы » Миф о славянском миролюбии » Ответить

Миф о славянском миролюбии

Blizkrieg: Он знаком нам с самого детства. Еще в советской школе седенькая Марьванна развесила нам по оттопыренным октябрятским ушам сказки о "миролюбивых" славянах, которые "никогда не были воинственными", как всякие там германцы да норманны. Не будем наговаривать на Марьванну лишнего - не она это выдумала. Еще в XIX веке немец Гердер писал про балтийских (!) славян: "щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем были покорны и послушны, враги разбоя и грабежа... они не домогались владычества над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей и охотнее делались данниками, если только те можно было купить спокойствие своей страны". Протестантский пастор, чех Шафарик, обозвал славян "голубиным народом". Что называется, и пошло, и поехало. В Совсоюзе эти сказки поставили на службу официально провозглашенной в 1951 году "борьбе за мир". Вот советский фильм "Садко": угрюмый норманн, обозванный, как и положено, "варягом", позорно лишенный бороды и обряженный в карнавальный рогатый шишак, кровожадно декларирует: "Наше счастье в том, чтобы убить врага!". Славяне-новгородцы тут же принимаются грустненько вздыхать: "Что это за счастье - кровь человеческую проливать", "Коли надо, так срубим... а только счастья в том нет". Ну куда уж против такого почти двухвекового натиска бедной седенькой Марьванне, к тому же и подневольной. Тут вольные и образованные люди не выдерживают. Вот вроде адекватный историк Сергей Перевезенцев в книге "Древняя Русь", вышедшей в московском издательстве "Белый город", рассказывает про ругов-русов, и все ж нормально, пока не доходит до славян, с которым, по версии Перевезенцева, неславянские руги-русы столкнулись в Паннонии в VI-VII веках. И все, туши свет... вместо исторических славян на сцену выплывают персонажи славянофильского лубка полуторастолетней давности. Расшитые рубашечки-сарафанчики, бородатые старички-старейшины, купальские веночки - полный набор залапанных до тошноты штампов. Ну и конечно, славяне миролюбивые-миролюбивые, с коровьей грустью и удивлением взирающие на "воинственных" руссов, а потом быстренько их ассимилирующие (иначе никак от ворога не отбиться, сами-то не воины) под все те же грустные вздохи о том, что нет-де покою, все война да война, видать, уходить надо... Блевать тянет, честное слово! А давайте заглянем в источники, а? предпочтительно тех самых VI-VII веков. Там много интересного. Вот гот Иордан - VI век - пишет про венетов, антов и склавинов - "эти три племени, которые теперь, по грехам нашим, свирепствуют всюду". "Свирепствуют всюду" - а пишет-то гот, представитель племени, в голубиной кротости отнюдь не замеченного. Вот что говорит сириец Иоанн Эфесский про славян VI века: "они выучились воевать лучше, чем римляне". Лучше, чем римляне - неплохо, а? Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала, Агафий и прочие византийцы упоминают наших "миролюбивых" предков лишь в двух контекстах - они либо нападают на территорию империи, беря приступом города и зачастую побеждая высланные против них императорские армии - так был разбит полководец Асбад, со своей латной конницей, ко всему, и численно превосходивший славян. Либо же, во втором случае, "миролюбцы" оказываются служащими (зачастую на довольно высоких постах) в византийской армии. Подведу-ка я итог этому экскурсу фразой, которую произносит у Менандра Протектора вождь славян Добрента: "Родился ли среди людей и согревается лучами солнца тот, кто подчинит себе силу нашу? Мы привыкли захватывать чужие земли, а не отдавать свою. И в этом мы уверены, пока существуют война и мечи!". Эту фразу, в несколько урезанном виде, воспроизводили в советское время в разных там "книгах юного командира" и даже в школьных учебниках. Вырезали, понятно, пассажи про чужую землю и "войну и мечи". Но в полном своем, необрезанном, некошерном, не советском виде она выглядела именно так, как я здесь привел. И право же, ее с удовольствием повторил бы любой норманнский конунг, или вождь галлов, или консул Римской республики, или германский рыцарь. Когда мы глядим в свое прошлое, когда мы произносим слово "славяне", мы должны видеть там не бороды, косоворотки и купальские веночки, слышать не коровьи вздохи и хныканье жалейки. Мы должны слышать эти слова славянского вождя, видеть зарево пожаров над византийскими городками, должны видеть вендского, варяжского викинга, идущего по британскому песку, новгородского ушкуйника, жгущего Сарай, чубатого гайдамаку, с саблей в зубах лезущего на борт турецкого галеаса. И навсегда вбить осиновый кол в двухсотлетнего мертворожденного уродца "славянского миролюбия". Л. Р. Прозоров

Ответов - 2

Борис: Много позже Александр III говорил, что у России нет друзей, а есть лишь союзники: армия и флот. Вообще статья правильная. В давние времена подобные народы-"миролюбцы" просто не выжили бы и были либо порабощены, либо уничтожены. А русские создали самую великую державу в мире. Неувязочка у совков.

rissian: Blizkrieg пишет: видеть зарево пожаров над византийскими городками Вот под этим я бы не подписался, мы есть наследники ромеев и без их наследия мы - ничто



полная версия страницы