Форум » Трибуна » Из истории трезвости на Руси. » Ответить

Из истории трезвости на Руси.

Андрей: Давно возмущают разговоры о том, что на Руси испокон веку пили. Что отравление алкоголем чуть ли не историческая традиция, русская национальная черта и т.д. и т.п. В качестве аргументов эти проспиртованные «эрудиты» обычно ссылаются на художественную литературу и кино. Но ведь очевидно, что художественное произведение не документ. К тому же нелишне и присмотреться, кто автор, с какой целью и по чьему заказу он создает свой «шедевр». Давайте обращаться к достоверным, документальным источникам и по ним судить о трезвости наших предков. Возьмем две книги. Первая - «Сказания о русской земле» Нечволодова, издание 1913 года. Вторая - «Иностранцы о древней Москве», XV-XVII века (сборник архивных документов). Вот несколько свидетельств современников... БАРБАРО ИОСАФАТ, венецианский купец и дипломат, был на Руси в 1436-1452 гг.: «...Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мед и употреблять цветы хмеля в чем бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни». СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН, германский императорский посланник в РОССИИ в 1516 и 1526 гг.: «...русским, за исключением немногих дней в году, запрещено пить мед и пиво, а телохранителям одним только предоставлена полная свобода пить, и поэтому они отделены от сообщения с остальными, чтобы прочие не соблазнялись». АЛЕКСАНДР ГВАНЬИНИ, комендант Витебска 1569 -1587 гг.: «Василий III построил слободу «Наливки» для солдат своей гвардии и других иноземных солдат - поляков, немцев, которые по природе своей любят пьянствовать». МАТФЕЙ МЕХОВСКИЙ, польский епископ (начало XVI века): «Во избежание пьянства, государь запрещает под страхом лишения жизни, держать в домах мед и другие опьяняющие напитки, кроме двух-трех раз в году, с разрешения государя». КЛИМЕНТ АДАМС, мореплаватель. Был в РОССИИ в 1553-1554 гг.: «На пиру у царя в честь английского посольства было 100 человек гостей. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому что наступила ночь). И царь простился с обедавшими, назвав всех по именам». (Попрощаться по именам с сотней гостей, из которых многие иностранцы, под силу только трезвому человеку.) МИХАЛОН ЛИТВИН: «В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму. Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами...». НЕЧВОЛОДОВ: «Под влиянием татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубление нравов, образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам, между прочим, к кровавым кулачным боям». МИХАЛОН ЛИТВИН: «Иван III освободил себя и своих от тиранства татар, обратив народ к трезвости и запретив везде шинки. Он даже распространил свои владения, покорив Тверь, Суздаль, Вологду и другие соседние княжества. Он отнял у короля Казимира Новгород, Псков, Северск и другие, когда народ наш предался роскоши. Он (Иван III) причтен своими подданными к лику святых подвижников, как освободитель Отечества. Так и сын его Василий третий, следуя той же трезвости и тем же нравам, отнял у нас Смоленск. Построил слободу «Наливки» руками наших наемных солдат и дал ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству. Сын его, Иван IV, построил в наших пределах Себеж, Велиж и Заволочье. Он ни в чем не уступает татарам, коих был прежде рабом. Своих же держит в трезвости. Народ у него всегда при оружии. Мира он не вымаливает, силу отражает силой. Воздержанию татар противопоставляет воздержание своего народа, трезвости - трезвость, искусству - искусство».

Ответов - 38, стр: 1 2 All

Андрей: СЕБАСТЬЯН МЮНСТЕР (XVI век), Максим Грек - о ливонских рыцарях: «...Их самая главная забота и работа - постоянно пьянствовать и объедаться...» «Потеря воинской доблести, любовь к роскоши, пьянство и распутство стали их отличительными чертами». САМУИЛ МАСКЕВИЧ - польский дворянин, был в Москве в 1609 - 1612 гг.: «Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено. Корчем или кабаков нет во всей России; негде купить ни вина, ни пива, и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного; за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома. Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде виновных, их находили. Пьяного тот час отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от нее, по чьему-либо ходатайству. Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму, надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают. За третью вину - опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут и, таким образом, «парят» виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело. Но если и такое исправление не поможет, он остается в тюрьме пока не сгниет». А теперь возьмите карту, хотя бы «Атлас истории СССР» для пятого класса издания 1992 г., и посмотрите, как расширялась Русь при трезвой политике и что осталось от некогда мощного Литовского княжества. Пьянствовать Руси было некогда, со всех сторон враг, войны, разруха.

Ополченецъ: Так известно же что "народное пьянство" было введено даже не столько при Петре, а ещё позже. И основную роль при спаивании народа сыграли пейсатые корчемники, при преступном попустительстве властей.

Владогор: Предлагаю ополченцам ввести в своих рядах абсолютную трезвость, даже по праздникам.


Андрей: ...Это "перегиб".

Орешник: Братие, в этом вопросе каждый решает сам и по себе. К примеру, я не пью совсем и приемлю только настойки и водку (спирт) в медицинских целях. Хороших настоек тока мало и дороги. Но пришел я к этому буквально с год назад.

Ополченецъ: Орешник пишет: цитатаБратие, в этом вопросе каждый решает сам и по себе. Естественно. Мы друг другу не духовники все же...

Владогор: Орешник пишет: цитатаприемлю только настойки.. в медицинских целях Лекарство - оно и есть лекарство. В терапевтических дозах. Но всё же с алкоголем надо подвязывать. Хватит приносить прибыль всякой неруси!

Ополченецъ: Владогор пишет: цитатаХватит приносить прибыль всякой неруси! Это с одной стороны. А с другой - хватит губить генофонд Нации, за который мы все в ответе, как ни крути. Для меня этот вопрос всегда был идеологически крайне важным: вопрос продолжения ЗДОРОВОГО рода, воспитание подрастающего поколения, крепкой семьи... А какая семья если пить?

Орешник: Ополченецъ пишет: цитатаэтот вопрос всегда был идеологически крайне важным: вопрос продолжения ЗДОРОВОГО рода, воспитание подрастающего поколения, крепкой семьи... В обновляемом воинском сословии, действительно, крайне важно воспитывать детей в крепости физической и моральной. И независимости от ТАКИХ адаптогенов.

Андрей: Это конечно!

Орешник: Андрей Как ты наверно знаешь, раньше на Руси пили только мед – в тризну и культовые праздники. Это имело воинские или верческие посылы. Ничего лишнего. В этом смысле, “перегибов” нету. Обоснований же выпивать горилки в день рождения – тоже нет. Учитывая научные выкладки, сие вредит здоровью вследствие безусловности биоритмов в данный этап “летнего” цикла. Просто, цикличность, в силу “арийского” происхождения, не применяются в оскудевшем обществе. До 20 же века – широко учитывались в семейном и укладном кругу.

Андрей: Орешник пишет: цитатаКак ты наверно знаешь, раньше на Руси пили только мед – в тризну и культовые праздники Отлично знаю!Это правильно.Орешник пишет: цитатаОбоснований же выпивать горилки в день рождения – тоже нет. Учитывая научные выкладки, сие вредит здоровью вследствие безусловности биоритмов в данный этап “летнего” цикла. И с этим то же не буду спорить. ...Но слаб человек и грешен. И алкоголь просто не должен пропагандироваться-в силу его вредности для здоровья.

Укрепа: Андрей пишет: цитата И алкоголь просто не должен пропагандироваться Конечно, всю рекламу алкоголя - под запрет.

Борис: Мёд, который раньше пили на Руси, был спиртным напитком и его "варили". Другое дело, что упиваться не нужно. Меру знать. Алкоголь в малых дозах - лекарство, в больших - допинг, ещё больших - возбуждающее, потом - наркотик, в конце концов - снотворное. . Мера должна во всём быть.

Владогор: Борис пишет: цитатаМера должна во всём быть. Орешник пишет: цитатаважно воспитывать детей в крепости физической и моральной. Ополченецъ пишет: цитатахватит губить генофонд Нации Укрепа пишет: цитатарекламу алкоголя - под запрет. Братие, совершенно с вами согласен!

Укрепа: Слава Богу!

Андрей: ...Значит мнения совпали.

Борис: Мнения совпали, но в реальной жизни всяко бывает. Один мой знакомый говорит: "Я - человек не пьющий, но запойный". Я тоже иногда выпиваю. Стараюсь знать меру. Почти всегда получается (особенно в последнее время), но не 100 %-ный результат. Есть над чем поработать.

Владогор: Вообще, братие, над этим вопросом стоит задуматься каждому русскому. Если мы во всём будем соблюдать меру, и будем всегда, в любом состоянии владеть собой и окружающим мiром вокруг, то это будет хорошо весьма.

Укрепа: Вот еще кое-что о “извечном пьянстве русских”. Предлагаю вам интересные свидетельства малоизвестного историка Михалона Литвина, современника Василия III-го (сам он из ВКЛ): “Литвины [т.е. жители ВКЛ] питаются изысканными заморскими яствами, пьют разнообразные вина, отсюда и разные болезни. Впрочем, московитяне [т.е. жители Московского государства], татары и турки хотя и владеют землями, родящими виноград, однако вина не пьют, но, продавая христианам, получают за него средства на ведение войны. Они убеждены, что исполняют волю Божью, если каким-либо способом истребляют христианскую кровь [я так понял: либо это семантическая ошибка, либо наши предки считали тех, кто потребляет вино для пьянства не христианами??]. Крестьяне в Литве, забросив сельские работы, сходятся в кабаках. Там они кутят дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять своих товарищей по попойке плясками под звуки волынки. Вот почему случается, что когда, прокутив имущество, люди начинают голодать, то вступают на путь грабежа и разбоя, так что в любой литовской земле за один месяц за это преступление платят головой больше людей, чем за сто или двести лет во всех землях татар и москвитян, где пьянство запрещено. Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нигде нет кабаков. Почему если у какого-либо главы семьи найдут лишь каплю вина, то весь его дом разоряют, имущество изымают, семью и его соседей по деревне избивают, а его самого обрекают на пожизненное заключение. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления. …Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся разными искусными мастерами; они, посылая нам деревянные ковши и посохи, помогающие при ходьбе немощным, старым, пьяным, а также чепраки, мечи, фалеры и разное вооружение, отбирают у нас золото. Князь Иван [Иоанн III-й], обратив народ к трезвости, повсюду запретил кабаки. Он расширил свои владения, подчинив себе Рязань, Тверь, Суздаль, Володов и другие княжества... Новгород, Псков и прочие. ...Точно также рожденный от него правящий ныне государь [Василий III-й, отец Грозного Государя] в такой трезвости держит своих людей, что ни в чем не уступает татарам". От себя лишь добавлю, что волку тогда на Руси вообще не знали.

Мишлинге: За пьянство бить палкой до бесчувствия по приговору шариатского суда (ну, или его аналога). За курение - до бесчувствия бить кнутом. Наркоманов - бить до бесчувствия и на долго отправлять на тяжёлые работы. Неисправимых - к стенке. Распространителей наркотиков - к стенке по китайскому варианту. Извращенцев (гомиков и прочих -филов) кастрировать и к стенке. Секс до брака - запретить. Количество ударов для развратников, нарушающих запрет подлежит обсуждению, но так, чтобы мало не казалось. И будет нам счастье.

Ополченецъ: Мишлинге пишет: цитаташариатского суда ????????????????????????? Мишлинге пишет: цитатакастрировать и к стенке. одно из двух явно лишнее... Мишлинге пишет: цитатаЗа курение - до бесчувствия бить кнутом. Однако, полстраны перебить надо... Кто бить будет? Этакое исламо-старообрядческое... Ещё можно ввести удары (стенки) за нарушения постов, гордость, нечистые помыслы, гнев, злословие, неискреннюю исповедь, прелестные состояния души и невычитку утренних молитв.

Мишлинге: Ополченецъ пишет: цитатаодно из двух явно лишнее... ИМХО - не лишнее, кастрировать - это чтоб колеблящихся запугивать. цитата За курение - до бесчувствия бить кнутом. Однако, полстраны перебить надо... Кто бить будет? С технической точки зрения соорудить аппарат для исполнения телесных наказаний - просто и дёшево. Скажи ещё что курить полезно и богоугодно. При Алексее Михайловиче (если не ошибаюсь) дополнительно к кнуту ещё ноздри вырывали и в Сибирь ссылали Этакое исламо-старообрядческое... Ещё можно ввести удары (стенки) за нарушения постов, гордость, нечистые помыслы, гнев, злословие, неискреннюю исповедь, прелестные состояния души и невычитку утренних молитв. А почему нет??? Проблема только в наказании за нечистые помыслы и прелестные состояния души. Мусульмане вообще 5 раз молятся - и ничего.

Милослава: Пример надо брать не с мусульман, а из положительного опыта Российской Империи: Церковь - с духовной стороны: порицание пьянства (торговать вином еще в конце XIX века считалось позорным), поддержка, помощь людям, чтоб могли справиться с пьянством; Власти - штрафы за употребление, монополия, временами (например, когда война) сухой закон.

Русский: Мусульман-в жъпу,за основу православие. А как же кубок императорского орла(честно я не знаю что это такое), винная монополия-поддрежать отечественного производителя, в плакатах времйн первой мировой"на табак солдату", царя в полках(при осмотре) всегда водкой угощали...или я не прав...? Я считаю медовуху, настойки, водку, брагу-исконно русскими напиткамии и не смогу пережить запрета, да это всё не правильно-нужно обратиться к истории... . Я считаю, что нужно огранничится социальными нормами,по поводу Мишлинге пишет: цитатаЗа пьянство бить палкой до бесчувствия по приговору шариатского суда (ну, или его аналога). За курение - до бесчувствия бить кнутом. Наркоманов - бить до бесчувствия и на долго отправлять на тяжёлые работы. Неисправимых - к стенке. Распространителей наркотиков - к стенке по китайскому варианту. Извращенцев (гомиков и прочих -филов) кастрировать и к стенке. Секс до брака - запретить. Количество ударов для развратников, нарушающих запрет подлежит обсуждению, но так, чтобы мало не казалось. И будет нам счастье. Курение, наркомание(соц нормы, а наркотики-ворос отдельный и великосложный), половые отношения до брака...соц нормы(да же в Библии написано, что людей нужно прощать и направлять на путь истинный) Так что всё нужно основывать на Православии и традициях. Кажется этот гость пошутил.

Владогор: Результаты введения сухого закона 1914 года: http://www.miroslavie.ru/optimalist/bro2.htm Воздержание прежде и заметнее всего сказалось, так сказать, на внешней стороне жизни: исчезли знакомые картины уличного пьянства, скрылись пьяные, растерзанные фигуры, оглашавшие улицы непристойной бранью, не видно стало всякого рода бывших людей, попрошаек, нищих, темных личностей и т. п. Общий тон уличной жизни стал сразу совсем иной. Перемену почувствовали прежде всего учреждения, так или иначе обслуживающие жертв алкоголизма. Опустели камеры для вытрезвления при участках и сразу сократилось число алкоголиков, как в специальных амбулаториях, так и в психиатрических и общих больницах.

Борис: Русский пишет: цитатаКажется этот гость пошутил. Я тоже так думаю, причём не очень удачно. Полный сухой закон принесёт только вред. Качественные традиционные спиртные напитки должны оставаться. За торговлю самогоном - наказание, но не к "стенке" Импорт ограничить до невозможности.

Ярополк: Русский пишет: цитатаКажется этот гость пошутил. Нисколько. Так и должно быть. И это меньшее, что мы должны сделать. На Руси за курение не кнутом били, а рты рвали. Здоровье народа - наше общее дело! Ополченецъ пишет: цитатаКто бить будет? А я на что?

Ополченецъ: Ярополк пишет: цитатаНа Руси за курение не кнутом били, а рты рвали. Ноздри за нюханье, рты за курение. В общем и в целом все сошлись на мысли, что табак и алкоголь стоит жестко ограничить. А вот страну со сплошь порванными ртами или страну сплшь в лежку лежащую после кнута я как-то себе плохо представляю. Не проще ли вообще всех перестрелять, раз уж такие строгости пошли? Нет народа - нет проблемы.

Укрепа: Мишлинге пишет: цитатаМусульмане вообще 5 раз молятся - и ничего. А многие христиане всегда! Зачем носы рвать? Веревка и каторга - что может быть страшнее? Но главное здесь, чтобы само общество поняло, что все это вред. Нужна четкая программа.

Орешник: Ярополк пишет: цитатаТак и должно быть. И это меньшее, что мы должны сделать. На Руси за курение не кнутом били, а рты рвали. Здоровье народа - наше общее дело! Ох, уж этот "страшный русский ренесанс"!! Не поверите, господа, я сам за последнее время сильно изменился. цитатаА я на что?Опричник, “выбраковщик” прав и окрест – основные фигуры черной работы. Просто, прикидываю… А вот основы имперского устройства, с ценностным и жестким распоряжением отраслей – это дела заградников и удерживающих. Ибо верность Православию на гос.уровне потребует значительного числа распорядителей от Престола. Может, человек 300. ;)

Укрепа: Главное делать всё по Правде и Чести.

Мишлинге: Вообще-то я не шутил... Под пьянством я понимаю шатание по улицам в пьяном виде. Про сухой закон нет речи (пока). Считаю, что проблемы надо решать по мере поступления и их важности. Сейчас, на мой взгляд, важна проблема наркомании. И прежде всего надо её решать, наиболее эффективным, а значит самым жестоким способом. После чего надо браться за пьянство и затем за табак. Банально запретить алкоголь и курение не получится - но постепенно сократить потребление до приемлемых норм вполне возможно. Особенно если при этом развивать массовый спорт и пропагандировать здоровый образ жизни. Если употреблять будет "не модно" и не выгодно - то потребление сократится. Ну а насчёт "рвания" носов - это я просто пример привёл. Сугубое ИМХО - лучше один раз получить физическое наказание, чем надолго в тюрягу.

Дьяк14: "Подкрепляйте силы вином" "не упивайтеся вином,в нем же есть блуд" Ап.Павел. Смысл ,то простой!В алкоголе, как в таковом греха нет,просто нажираться не надо.Да иногда бывает просто необходимо немного вина,главное,чтоб этого не было каждый день и по многу.Вот и все.Вопрос,то простой а столько разговоров....... .немного даже непонятно,почему и зачем столько слов?

Дьяк14: Пить или не пить?Вот в чем вопрос!

Дьяк14:

Борис: Мишлинге пишет: цитатаВообще-то я не шутил... Да, вот теперь я вижу в Ваших словах гораздо больше смысла, а то сразу "к стенке"... Дьяк14 пишет: цитатаВ алкоголе, как в таковом греха нет,просто нажираться не надо.Да иногда бывает просто необходимо немного вина,главное,чтоб этого не было каждый день и по многу.Вот и все вот с этим я согласен. Всякое бывает. Не нужно зарекаться.

Борис:



полная версия страницы